Про «Сердце Пармы».

Очень суровая книга. Много описаний жестоких моментов, но все в тему. Например, про «зимний закон». Герой книги – Князь Михаил вместе с подмогой берут город Пелым. Им всё удается, далее описание беспощадных расправ. Берут пленных и после утраивают так называемые торги – женщины или семьи могут выкупить из плена своих мужей, братьев, отцов… но есть те, у кого либо нет семьи, либо не хватило на выкуп. И тогда применяется «зимний закон». Причем сами пленники знают его и покорно идут на это. Суть – первый ложится головой на плаху, второй отрубает ему голову, далее ложится второй и так далее… пока не остается один, которому голову отрывает уже сам Князь Михаил как покоритель города. «Не ты кат, а судьба, ты лишь топор», - говорит ему ратник Зырян, когда Михаил хочет уклониться. И вот эта покорность, это молчаливое принятие жестокой судьбы потрясает. Далее этот же закон применяется, когда победители уже уходят с хабаром обратно, но поклажи так много, да еще раненые, да зима – еды не хватает, силы иссякают. Решено избавляться от балласта, и далее на берегу замерзшей реки раненые также покорно и понимающе по очереди по одному ныряют в прорубь чтобы утонуть. Вот меня в фильмах ужасов всегда больше всего пугали моменты с такой вот покорностью смерти. Когда страшное творится без шума и спецэффектов.

Отсюда пошли мои размышления на тему религии. Князь Михаил христианин, но на Парме поклоняются идолам – древним духам. И я со своей любовью к язычеству – обыгрыванию этой темы в картинах и танцах – понимаю, насколько мои представления и образы сказочны, отрывочны от реальности этих верований. Да, я пожалуй даже ошарашена этим открытием – насколько это всё на самом деле страшное, незнакомое, опасное. Человеческие жертвоприношения богам Пармы; охранные силы, которым по большому счету плевать на людей; мир будто лес в паутине… И христианство тут мне видится как инструмент, способный сделать людей более цивилизованными. Изменить привычки, запретить жестокие обряды, сдерживать людей понятиями «греха» и «Страшного суда». А сейчас, в нашем мире – не требуется ли нам новый инструмент, чтобы стать лучше? Или они уже существуют – дизайны человека, челленджи, волонтерство, эко-мышление?

Продолжаю читать.